ћ.Ћ. Ўј  ”ћ: "—“–ќ»“≈Ћ№—“¬ќ ∆»Ћ№я “ќЋ№ ќ — ”„≈“ќћ —ќ÷»јЋ№Ќќ… » “–јЌ—ѕќ–“Ќќ… »Ќ‘–ј—“–” “”–џ"
11 августа 2016 года

 о ƒню строител€ мы вз€ли интервью у ћартина Ћюциановича Ўаккума, почетного строител€ –оссии, депутата √осударственной ƒумы 3-6 созывов, первого заместител€ руководител€ фракции "≈дина€ –осси€".

¬ы прошли путь от инженера строител€ до законодател€. Ќасколько опыт работы в реальном секторе помогает в работе депутата?

- — одной стороны, над законами должны работать юристы. Ќо с другой стороны, при разработке законопроекта очень важно понимать последстви€ прин€ти€ той или иной нормы. ¬ кабинетах этому не научишьс€, нужно работать в реальном секторе экономики. “огда понимаешь, что за собой влечет кажда€ строчка закона. ¬ законотворческой работе мне, конечно, помогал весь опыт, который € приобрел до того, как был избран первый раз депутатом √осдумы в 1999 году. ќкончив  алининградское высшее военно-инженерное училище, а затем ¬сесоюзный заочный инженерно-строительный институт, € много лет работал в сфере строительства, прошел путь от инженера-наладчика до начальника управлени€ специальных работ. «анималс€ и проектированием, и организацией строительства, в том числе объектов теплоснабжени€.

¬ы в течение 10 лет возглавл€ли сначала комитет √осдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологи€м, затем - по строительству и земельным отношени€м. „то удалось сделать дл€ развити€ строительного комплекса, дл€ облегчени€ работы строителей и строительного бизнеса?

- — 2002 года в √осдуме началась работа над законодательством по повышению доступности жиль€. ¬ итоге был прин€т пакет из 27 законов, в числе которых √радостроительный и ∆илищный кодексы, закон об участии граждан в долевом строительстве, закон об ипотеке. √лавна€ иде€ пакета была така€: стимулирование строительства с одновременным стимулированием спроса с помощью ипотеки. ¬ 2005 году этот пакет законов лег в основу приоритетного национального проекта "ƒоступное и комфортное жилье - гражданам –оссии", он был доработан с учетом накопленной правоприменительной практики. Ѕыли созданы и институты развити€ в жилищной сфере - ‘онд "–∆—" и ј»∆ . ѕервый занималс€ вовлечением участков в оборот под жилищное строительство, второй - развитием ипотеки.  стати, в 2015 году мы их объединили и образовали единый институт развити€ в жилищной сфере.

 роме того, все эти годы мы вели активную борьбу с избыточными административными барьерами в строительстве. ћы наделили ѕравительство полномочи€ми по установлению исчерпывающих перечней процедур в строительстве. “акой перечень уже определен дл€ жилищного строительства.

 ћожно ли в цифрах оценить результаты всей этой совместной работы ƒумы и ѕравительства? „то это дало люд€м?

- Ѕолее чем в два раза увеличились темпы строительства жиль€. ≈сли в 2004 году объем ввода жиль€ составл€л около 39 млн квадратных метров, то в 2015 году был поставлен рекорд - 85,3 млн квадратных метров. Ѕлагодар€ развитию ипотеки и принимаемым мерам по снижению процентной ставки, люди начали покупать жилье. ¬ 2004 году было выдано 14 тыс€ч ипотечных кредитов на общую сумму 19 млрд рублей, а спуст€ 10 лет, в 2014 году, было выдано больше 1 миллиона кредитов на сумму более 1,5 трлн рублей, в 2015 - 1,1 трлн руб.

¬ этом году √осдума при поддержке президента прин€ла законы, которые, вместо прежней задачи "как можно больше жиль€, больше квадратных метров любой ценой", позвол€т решать задачу следующего уровн€ - "создание комфортной среды дл€ проживани€ граждан". ѕочему возникла эта инициатива?

- Ћюд€м важно не просто обзавестись жильем, им должно быть комфортно жить в этом пространстве, будь то новый микрорайон или квартал в старой застройке. ƒолжно быть удобно добиратьс€ на работу, водить детей р€дом в детсад, школу, в поликлинику. –€дом должны быть и места дл€ отдыха, дл€ зан€ти€ спортом. ƒолжны быть парковочные места, зеленые зоны. ј за последние дес€тилети€ из-за проводимой правительством градостроительной политики, когда дл€ застройщиков фактически не было ограничений и жестких требований, выросло много микрорайонов, кварталов без такой инфраструктуры. Ѕуквально "каменные джунгли". «а примером далеко ходить не надо - все знают новый микрорайон в ѕавшинской пойме в  расногорске.

≈ще в 2004 году при прин€тии пакета законов по повышению доступности жиль€ мы в √осдуме спорили с правительством, объ€сн€ли, что строительство без необходимых ограничений и согласований приведет к по€влению микрорайонов без необходимой инфраструктуры. –€д норм законодательства удалось изменить, но обща€ концепци€ осталась. ¬ итоге такие микрорайоны и по€вились. » особенно в ѕодмосковье как очень привлекательном дл€ жизни регионе.

ѕри этом правительство пальцем не пошевельнуло, чтобы ввести механизмы регулировани€ застройки при таком взрывном спросе, - доходы в бюджет идут от налогов, и хорошо. ј проиграло коренное население, проиграл в целом облик того же  расногорска, проиграли наши дети, проиграло будущее города, будущее района.

»зменит ли новый подход ситуацию в ѕодмосковье? ѕрекратитс€ ли строительство микрорайонов без инфраструктуры? „то дают новые законы?

- —итуаци€ должна изменитьс€ и в ѕодмосковье, и по всей стране. “еперь никакие проекты застройщиков не будут утверждатьс€, пока в жилых кварталах не будет запланирована необходима€ социальна€ и транспортна€ инфраструктура.  роме того, теперь все строительство должно согласовыватьс€ с местными власт€ми, с архитектурным сообществом.

ѕри этом мы дали местным власт€м необходимые инструменты регулировани€ застройки: и возможность устанавливать нормативы градостроительного проектировани€, и возможность жесткого территориального планировани€, и возможность регулировани€ застройки на приобретенных участках.

 стати, эти меры отчасти направлены и на решение еще одной важной задачи - поставить заслон точечной бессистемной застройке в городах, вследствие которой города тер€ют свой исторический и архитектурный облик. »сторические районы застраиваютс€ иногда совершенно "нелепыми" домами, которые не вписываютс€ в архитектуру города. ¬  расногорске многие дома, которые € помню с детства, просто снесены бульдозером. ’орошо, прогресс не остановишь, но то, что там понастроено, никуда не годитс€.

¬ этом отношении очень отличаетс€ западна€ градостроительна€ политика. “ам в исторической застройке, во многих местах вообще запрещено что-либо сносить или перестраивать. ≈сли разрешено все-таки новый дом построить, то с соблюдением жестких требований, в том числе и по площади, и по стилю. Ћюбую реконструкцию должен утвердить местный архитектор. » не дай Ѕог, если вы смените облик дома в исторической застройке. «астав€т все обратно вернуть, еще и штрафы огромные наложат.

ќстались ли еще в  расногорском районе места, любимые ¬ами с детства?

- —лава Ѕогу, осталось наше јрхангельское, заповедник Ћохин остров, »вановские пруды, милые моему сердцу, наш городской парк. ћногое удалось сохранить. » мы об€заны сделать все возможное, дл€ того чтобы наши дети, внуки, правнуки жили в комфортной среде.

ћ. ѕ≈“–ќ¬.

ћеры направлены на решение одной важной задачи - поставить заслон точечной бессистемной застройке в городах, вследствие которой города тер€ют свой исторический и архитектурный облик".

–Т –±–ї–Є–ґ–∞–є—И–Є–µ —Б—Г—В–Ї–Є —А–∞–±–Њ—В–∞ —Б–∞–є—В–∞ –≤–Њ—Б—Б—В–∞–љ–Њ–≤–Є—В—Б—П.